Дискуссия об образовательных технологиях будущего

Дискуссия об образовательных технологиях будущего

В чем проблематика развития образования на современном этапе? Какие подходы к детству точнее отвечают вызовам времени? Что происходит со средой образовательных организаций? Как готовить ребенка к будущему, когда радикальные системные изменения в мире происходят быстрее образовательного цикла? Как повлиять на профессиональное развитие педагогического сообщества?

С постановки этих проблемных вопросов научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский начал научную дискуссию на площадке Сахалинского государственного университета в рамках Южно-Сахалинского образовательного Форума «Образование – энергия будущего». В дискуссии «Образовательные технологии будущего» с экспертным мнением выступили член совета по правам человека при президенте РФ, академик РАО Александр Асмолов, генеральный директор Фонда президентских грантов Илья Чукалин, временно исполняющий обязанности ректора СахГУ Николай Бармин.

По мнению Александра Асмолова, сегодня возникает другая система координат, в которой живет человечество: первая ось – определенность / неопределенность, вторая – однообразие / разнообразие, третья – простота / сложность. В условиях современности как конструируемой реальности каждый человек сталкивается с «синдромом современника»: ощущением отставания от времени, желанием догонять и опережать. Таким образом, возникает еще одно явление: попытка обогнать, упустив из вида альтернативные траектории. 

Образовательные технологии сегодня должны помогать ученику быть не лучше, чем кто-то, а лучшим по отношению к себе сегодняшнему. 
Главное соревнование современности – это соревнование с самим собой. 

Эксперт выделил ключевую проблему развития образования. Образование строится без опоры на фундаментаментальные научные исследования, ориентируется на текущие запросы рынка, что является путем к образовательному дефолту, поскольку само образование избыточно по отношению к сиюминутным вызовам. Поликультурность, полилингвистичность как уклад жизни – это курс, который сегодня может привести образование к правильной постановке вопросов и поиску наиболее точных ответов.

Илья Чукалин отметил, что сегодня любые идеи и образовательные инициативы поддерживаются государством. 
Основная проблема заключается в том, что никто не знает, какие инициативы окажутся успешными через 5–10 лет, какие технологии дадут наилучший долгосрочный эффект. Неопределенность – это норма жизни не только для российского сообщества, но и для мирового. Вместо поиска конкретных ответов следует определиться со смыслами и задачами, под которые каждая образовательная организация сможет самостоятельно подбирать передовые технологии.

Александр Адамский подтвердил, что натуральных способов определить верный вектор движения современного образования не существует: общество консервативно, наука молчит, любое решение чиновников вызывает сопротивление. 

Система управления безнадежно отстала от вызовов времени, оставаясь системой контроля, а не системой развития. 
Проблематика заключается еще и в том, что система управления априори не может быть проще самой системы, которой управляет. В таком случае университет как интегратор фундаментальной науки и образования должен взять на себя функцию трансляции всему обществу новых образовательных парадигм.

В завершение дискуссии Николай Бармин поблагодарил коллег за высокое экспертное мнение и подчеркнул, что в последнее время в нашей стране проходит множество публичных мероприятий с дискуссионными площадками, человек ищет в огромном меняющемся пространстве свое место. Ни в одной сфере путь развития до конца не определен: ни в экономической, ни в социальной, ни в духовной. Что касается образования, то автономия образовательных организаций при определенном нормативном контуре могла бы дать рывок в содержательном и технологическом развитии.